На стыке двух цивилизаций

Источник: | Декабрь 06, 2014

amazing-greece_15

На земле найдется не так много городов, способных сравниться со столицей Греции по богатству истории и количеству сохранившихся памятников древнего времени. Несколько лет назад вдобавок к уже известным достопримечательностям на туристической карте Афин появился настоящий шедевр античной культуры, который, будто мост между временами и эпохами, предоставляет уникальную возможность почувствовать всю силу и мощь того места, где зарождалась западная цивилизация, — новый музей Акрополя.

 

Новый музей Акрополя распахнул двери первым посетителям 20 июня 2009 г., ознаменовав своим появлением новую эру в современной греческой истории. Придя на смену старому музею, это ультрасовременное архитектурное здание, расположенное в окутанном легендами и мифами сердце столицы, представляет собой прекрасный симбиоз между древним и современным миром, предлагая каждому посетителю в полной мере ощутить всю многогранность ценностей древнегреческой истории. Величественно расположившись у подножия священной горы Акрополь, где лучше всего чувствуется витающий в воздухе дух единства прошлого и настоящего, для жителей и гостей Афин новый музей является настоящим подарком: здесь можно не один час наслаждаться удивительным зрелищем почти четырех тысяч античных экспонатов греческого искусства.

…Идея создания музея, посвященного сокровищам Акрополя, родилась сразу после освобождения греческой территории от турецких захватчиков в 1833 г., но само строительство заняло достаточно длительное время: с момента закладки фундамента в 1865 г. до официального открытия музея в 1874 г. минуло почти десять лет. Как следствие четырехсотлетнего турецкого владычества невосполнимой потерей для мировой культуры стала утрата множества предметов искусства древнего города, в то время неоднократно подвергавшегося осквернению и грабежам. Уцелевшие детали скульптурного убранства храмов легендарного Парфенона и других частей акропольского комплекса, найденные в ходе реставрационных работ, в дальнейшем были выставлены на всеобщее обозрение в музее, который за многие годы посетили миллионы туристов со всего света.

Впервые мысль о строительстве нового здания музея Акрополя была высказана премьер-министром Греции Константиносом Караманлисом в сентябре 1976 г. Связано это было с тем, что первое здание музея Акрополя, возведенное в 1874 г., уже не могло справиться с огромным наплывом посетителей, к тому же небольшое пространство музея – всего 800 кв.м. – явно являлось недостаточным, чтобы размещать в нем находки раскопок, которые начались в 1886 г. на Акрополе. Отдавая должное проницательности г-на Караманлиса, стоит заметить, что он лично выбрал место для строительства у подножия легендарной горы Акрополь, посчитав его самым удачным среди множества предложенных вариантов, и где спустя десятилетия будет открыт новый музей, неописуемая красота экспозиций которого ежегодно привлекает в Афины огромное количество как обычных туристов, так и истинных ценителей прекрасного.

Впрочем, немаловажную роль в принятии решения о необходимости возведения нового здания музея сыграл и тот факт, что британская сторона долгое время аргументировала свой отказ возвращать в страну античные предметы искусства, вывезенные в 1806 г. графом Томасом Брюсом Элгином, тем, что Греция попросту не имеет необходимых условий для сохранения скульптур. Возможное положительное решение со стороны Великобритании относительно возврата предметов античного искусства при условии создания для них соответствующих условий стало дополнительным стимулом к возведению нового музея. Однако ни новое просторное здание музея Акрополя, оснащенное по последнему слову техники с целью сохранения античных экспонатов, ни предложения Греции на время отложить вопрос о собственности при условии, что Британский музей передаст ей скульптуры в аренду в обмен на проведение выставок редких произведений греческого искусства в Лондоне, не оказали должного влияния на положительное разрешение данной ситуации между двумя европейскими странами.

В 1976 и 1979 гг. состоялись конкурсы на право представления проекта нового здания музея, но в связи с тем, что эти попытки оказались безрезультатными, в 1989 г. министр культуры Греции Мелина Меркури инициировала международный архитектурный конкурс. К сожалению, и его результаты были впоследствии аннулированы, а планы строительства отменены по причине обнаружения в ходе строительных работ под землей древнего города.

Только в 2000 г. Организация по строительству нового музея Акрополя объявила о начале нового тендера, в условиях которого было четко оговорено, что здание будущего музея должно быть построено над раскопками древнего города без малейшего ущерба для последнего.

Реализованный в соответствии с директивами ЕС тендер выиграл известный швейцарский архитектор Бернард Чуми, который в сотрудничестве с греческой архитектурной компанией Михалиса Фотиадиса представил уникальный проект, предусматривающий установку эспланады с сотней бетонных опор, поддерживающих здание над участком археологических раскопок.

Великолепно вписавшееся в исторический облик города эффектное трехэтажное здание нового музея Акрополя из стекла, алюминия и бетона, напоминающее по форме неправильную трапецию, внутри наполнено легкостью и светом. К тому же здесь посетители могут рассматривать статуи и рельефы не только вблизи, но и на определенном расстоянии, получая лучшее представление об их роли в целостном архитектурном ансамбле.

Бесценные произведения античного искусства, которые раньше ютились в небольшом здании на самой вершине священной горы, теперь находятся в залитых ярким солнечным светом просторных залах на трех этажах нового музея. И, несмотря на то, что большая часть художественного убранства Парфенона была вывезена в Лондон более двухсот лет назад, оставшиеся памятники, составляющие археологическую коллекцию музея Акрополя, до сих пор делают ее одной из наиболее ценных собраний античных предметов искусств в мире.

Первая галерея, в которую вы попадаете после пересечения холла, – это галерея склонов Акрополя. Представляя собой просторный зал, в котором выставлены на обозрение находки со склонов Акропольского холма, эта галерея знакомит посетителей с предметами повседневного быта, которыми пользовались жители Афин всех исторических периодов. Но настоящим подарком для ценителей древних эпох станут стеклянные полы нижнего уровня галереи, открывающие визуальный доступ к участкам раскопок, где можно рассмотреть сеть городских улиц и фундаменты древних домов старинного города. Также здесь можно увидеть археологические находки из храмов, некогда существовавших на склонах холма, в древности представляющего переходную зону между городом и его самым известным святилищем.

На втором этаже музея расположена экспозиция архаичного периода, который характеризуется выдающимися достижениями в экономике и искусстве. Здесь посетители внезапно попадают в открытое пространство зала, наполненное солнечным светом, который целиком меняет атмосферу музея и создает неповторимый контраст с галереей нижнего уровня. Освещенное прямыми лучами яркого солнца пространство этого зала создает идеальные условия для созерцания экспонатов, среди которых представлены портик Кариатид из храмового комплекса Эрехтейон, Пропилеи, части храма богини Ники, а также археологические находки, относящиеся к периоду с V в. до н. э. до V в. н. э.

Но истинным сердцем нового музея Акрополя является третий этаж, где находится галерея Парфенона: благодаря смещению под углом в 23 градуса относительно основного здания, она в точности копирует положение древнего храма Парфенон, а стеклянная облицовка зала дает естественное освещение скульптурных шедевров, подчеркивающее пластику фигур и естественную игру светотени. Жемчужиной данной экспозиции является воссозданный знаменитый фриз храма Парфенон, изображающий праздничную процессию во время Великих Панафиней. И хотя одна половина рельефов и статуй сегодня находится в Афинах, а другая – в Британском музее Лондона, что вынуждает греческую сторону заменять утраченные скульптурные произведения в музее первоклассными копиями, но для настоящих фрагментов рельефов фриза Парфенона, находящихся в Великобритании, место в этой галерее всегда зарезервировано.

При всей монументальности нового музея Акрополя стоит заметить, что прогулка по его галереям – это не просто обычная экскурсия между бесценными артефактами истории и культуры древней Греции, а увлекательное путешествие, которое найдет отклик в душе каждого посетителя, вне зависимости от его возраста и интересов. Каждые выходные музей открывает двери в свой виртуальный кинотеатр, где проводятся десятиминутные видеопрезентации в формате 3D, посвященные памятникам Акрополя во время доисторического, архаического и классического периодов; а для любителей музыки регулярно устраиваются музыкальные программы, которые дают замечательную возможность насладиться экспозицией архаичного периода под звуки прекрасных мелодий.

Раскрывающие тайны Древней Греции захватывающие культурные мероприятия для всей семьи, удивительные вечера в искусно спроектированном ресторане музея, откуда открывается изумительный вид на античный Акрополь, и целая эпоха, лежащая прямо под ногами, позволяют ощутить всю значимость прошлого, важность настоящего и наделяют нас ответственностью за будущее.

 

В краю, где, кажется, даже воздух как дар олимпийских богов наполнен упоительными ароматами благоухающих цветов, соленого моря и духом многовековой истории, несравнимые памятники античного искусства и культуры обрели новый дом, который на сегодняшний день уже по праву стал одним из главных символов греческой столицы.

Внимание! © 2012 Журнал Удивительная Греция. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.